Спаренный массивный фундамент и рамный фундамент

Следует отметить, что существуют конструкции фундаментов, занимающие промежуточное положение между подвальными и бесподвальными. В качестве примера такой конструкции - фундамент под лесопильную раму, имеющий развитую надземную часть, не доходящую до уровня перекрытия над подвалом. При известных условиях, в особенности в случае установки машин, при работе которых возникают значительные горизонтальные неуравновешенные силы инерции, оказывается целесообразным устанавливать по несколько машин на одном фундаменте. Пример устройства спаренного массивного фундамента подвального типа под мощным двигателем внутреннего сгорания. В качестве материала для устройства массивных фундаментов применяется железобетон, а для фундаментов под маломощные машины — неармированный бетон или бутобетон.

Конструктивные формы рамных фундаментов, относящихся исключительно к подвальному типу, весьма разнообразны. Характерными особенностями рамного фундамента является наличие несущей машину пространственной многостоечной жесткой рамы, заделанной стойками в мощную опорную плиту. Горизонтальные элементы рамы образуют площадку для установки машины. Фундаменты рамного типа применяются главным образом для установки высокочастотных машин. В качестве примера - фундамент под турбогенератор небольшой мощности. Часто верхнее строение рамного фундамента делают весьма сложной формы, включающей не только элементы рамной конструкции, но также и участки стен, массивы и т. п. Рамные фундаменты чаще всего делают железобетонными, однако встречаются случаи устройства верхнего их строения и из металла или смешанной конструкции (со стальными стойками и железобетонными ригелями). Расчет прочности и устойчивости элементов конструкции фундамента любого типа производится по общим правилам строительной механики.